Что такое эконометрика? 

Если спросить полдюжины эконометристов, что такое эконометрика, то можно услышать полдюжины разных ответов. Кто-то скажет, что эконометрика - это наука о проверке экономических теорий. Другой, что эконометрика - это набор инструментов, используемых для прогнозирования будущих значений экономических показателей, таких как объем продаж фирмы, общий экономический рост или цена на акцию. Третий экономист скажет, что эконометрика - это процесс подбора параметров в математических моделях для достижения соответствия их данным реального мира. Ну а кто-то может сказать вам, что это наука и искусство обработки исторических данных для разработки численных или количественных рекомендаций по экономической политике для правительств или частного бизнеса.

 

По сути дела, все эти ответы верны. В широком смысле - эконометрика - это наука и искусство использования экономической теории и статистических методов для анализа экономических данных. Эконометрические методы используются в различных областях экономики и бизнеса, включая финансы, экономику труда, макроэкономику, банковское дело, микроэкономику, и конечно же, маркетинг и рекламу.

 

Примерами вопросов, решаемых эконометрическими методами, могут служить:

  • Влияет ли уменьшение размера учебного класса на успеваемость учеников?

  • Существует ли дискриминация по расовому признаку в каком-либо из секторов услуг? (Банковское или ипотечное кредитование)?

  • Насколько сильно налоги на продажу сигарет и снижают потребление табака?

  • Какая будет ставка инфляции в следующем году?

  • Какой эффект дает реклама на продажи того или иного товара/услуги вашей организации?

 

Естественно, такие вопросы предполагают количественные ответы. Добиться этого эконометристам помогает математический аппарат теории вероятности, математической статистики, дифференциальных уравнений и регрессивного анализа. Для желающих более глубоко погрузиться в материал скажем, что основа эконометрики - модель множественной регрессии. Суть модели в том, чтобы количественно оценить как изменение в одной переменной (это может любой рассматриваемый параметр), влияет на изменение другой переменной, считая другие переменные постоянными. Существует множество способов и подходов к построению эконометрических моделей, и профессионализм специалистов состоит в том, чтобы грамотно подобрать систему уравнений и оптимизировать ее под каждый конкретный случай.

 

Применительно к маркетингу и рекламе, используя реальные входные данные и математический аппарат эконометристы в совместной работе с Клиентом могут разработать аппарат прогноза эффекта рекламы и давать ответ на вопрос о том какой уровень медиадавления необходим для достижения того или иного эффекта в бизнесе компании, а также рассмотреть любые другие вопросы, требующие количественных ответов, которые будут служить базой для принятия управленческих решений.

 

В одной следующих статей мы разберем конкретный пример эконометрической модели и ее влияние на бизнес конкретной организации.